?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

2 августа 2012 года я рассказал в Живом Журнале об удивительной книге Ю.А. Балбышкина и Л.Л. Степченкова «Фотографы Смоленщины 1858-1918 гг.: Творчество. Биографический справочник» (см.: Альбом по истории фотографии на Смоленщине // http://gorodnica.livejournal.com/11171.html).
Это была первая публичная реакция на вышедшую днём ранее книгу. Тогда, среди прочего, я написал в своём отклике: «У этого издания будет много рецензий, а пока мы запускаем сведения об уникальной книге в Интернет – Большая жизнь начинается…»
И вот появился ещё один отзыв на книгу «Фотографы Смоленщины 1858-1918 гг.» – статья Владимира Королёва «Не просто фото на память…», которая была опубликована в апреле в первом номере журнала «Годы».
Теперь размещаю эту статью в ЖЖ.
Н.И.



Владимир КОРОЛЁВ

НЕ ПРОСТО ФОТО НА ПАМЯТЬ…*


Балбышкин Ю.А., Степченков Л.Л.
Фотографы Смоленщины 1858-1918 гг.:
Творчество. Биографический справочник. – См.: Коллекция,
2012. 376 с.: ил., фото. Тир. 1.000 экз.


Сегодня фотографируют все. Или почти все – эпоха мобильных телефонных аппаратов и электронных «мыльниц» всякому, кто хочет «щёлкнуть» и оставить на память моменты встречи, события, концерты, состязания, портреты знакомых, близких и родных, – позволяет называть себя фотографом. И мы уже не задумываемся, «откуда есть пошла» фотография, один из видов документалистики и искусства, явление, благодаря которому человек сделал ещё один шаг в освоении вершин цивилизации. А вот фолиант «Фотографы Смоленщины 1858-1918 гг.: Творчество. Биографический справочник» интеллигентно – иначе не скажешь – сработанный историком Юрием Балбышкиным и краеведом и писателем Леонидом Степченковым, заставляет задуматься, оглянуться (и не только оглянуться, но и посмотреть вперёд!) каждого, кто возьмёт в руки чудную книгу, стильный, фоном под XIX век том кинематографического формата.
По сути своей, эта книга – энциклопедия смоленской фотографии периода зарождения и становления фотографического дела в Смоленской губернии, дающая богатый фактический материал не только о тех, кто ставил на крыло это самое дело, но и быте, культуре, природе, образе жизни и взаимоотношениях людей и сословий нашего края в период, который в русской литературе принято называть серебряным веком. Ведь на снимке видно всё: эпоха и человек.
Более чем десятилетняя кропотливая и подвижническая работа авторов в архивах, библиотеках и частных коллекциях, изученные публикации в книгах и периодических изданиях, собрания фотоснимков и фотооткрыток, – всё это позволило выявить 119 фотоателье и колографий, действовавших на территории губернии. Наличие такого количества фотозаведений способствовало подъёму уровня интереса к фотоделу – и к началу ХХ века фотоаппарат стал доступен не только для профессионалов, но и любителей. Авторы сумели установить двадцать одного такого фотографа, чьи снимки сегодня помогают нам увидеть, как жила наша патриархальная, но тянущаяся к высотам европейской культуры, вслед за Москвой и Петербургом, Смоленщина более столетия назад. Именно благодаря им, любителям-репортёрам, дошли до нашего компьютерного века кадры о строительстве трамвайных путей в Смоленске и первой аварии на транспорте, прокладке водопровода и парадах войск местного гарнизона, футбольных матчах на площадях и панихидах на кладбищах, ярмарочных днях, усадебном быте и даже авторалли на призы царя Николая Второго в Рославле в 1910…
Развитию фотодела способствовали специализированные магазины, которые предприимчивые люди, почувствовавшие растущий спрос на «приборы, ловящие мгновения», открывали для торговли фотоаппаратами и всеми необходимыми к ним принадлежностями. В губернском центре наиболее крупными из этих заведений были магазины Н.Л. Соколова и магазин С.А. Машкевича. Причём если торговое предприятие Н.Л. Соколова работало при фотоателье, то С.А. Машкевич торговал фототоварами в… аптекарском магазине.
Свой вклад в интенсивное развитие смоленской фотографии на стыке ХIХ-ХХ веков внесли профессионалы общероссийского масштаба: Карл Булла, Иван Барщевский, Сергей Прокудин-Горский, Анатолий Павлович, Алексей Савельев, Карл Фишер, Николай Ермолов. Однако, по мнению Леонида Степченкова и Юрия Балбышкина, наиболее значительной, активнейшей, в производственном и творческом планах, личностью, был Моисей Наппельбаум, приехавший в Смоленск из Минска, а потом работавший в Москве. Кстати, сейчас смоленские фотохудожники, возглавляемые Игорем Черновым и Николаем Дементьевым, в знак благодарности М.С. Наппельбауму создали молодёжное объединение, носящее его имя.
В 1894 году в Москве было создано Русское фотографическое общество, а в Смоленске первой общественной организацией, куда могли войти фотографы, стало общество взаимного вспоможения книгопечатников (1901 г.), а через два года, 29 апреля 1903, Министерство внутренних дел утвердило устав уже Смоленского фотографического общества.
Энциклопедия разделена на три части: владельцы фотоателье и колографий; фотографы-любители; известные российские мастера, работавшие на Смоленщине. Такое деление вполне оправдано – авторы пошли на это, чтобы избежать путаницы, рассказывая о трёх разных категориях специалистов и предпринимателей, внёсших свой вклад в развитие фотодела на Смоленщине, занимающих свою нишу в изображении фотоистории края.
Итак, кто они владельцы фотоателье и колографий? Сведения, которые можно почерпнуть из словарных статей, позволяют нам заявить, что это люди колоритные, предприимчивые, замечающие ростки нового, настойчивые, целеустремлённые, хотя и порой неграмотные.
Кузьма Абанькин, Рославль, крестьянин Богдановской волости. Безграмотный. Прибыл в город в январе 1885 года и уже в мае добился, несмотря на первоначальный отказ, открытия фотоателье на Брянском шоссе. 19 мая 1900 г. К.Т. Абанькин получил разрешение на открытие фотоателье в Малоархангельске Орловской губернии, в 1906 году – на станциях Дубровка и Жуковка Брянского уезда Орловской губернии.
В Вязьме в 1880-1885 годах работало фотоателье, владельцами которого были титулярный советник, секретарь уездной управы Михаил Александров и выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, статский советник Василий Иванов.
Купец 2-й гильдии Лев Андреев держал в 1893-1907 годах фотоателье в Смоленске, в собственном доме на Витебском шоссе. Дела помогал ему вести сын Дмитрий.
В Гжатске хозяйкой фотографии была жена мещанина К.Я. Богданова Евгения Ивановна Богданова, в Гжатске – фельдшер Московско-Брестской железной дороги Сергей Волков, в Ельне и Смоленске – трое братьев Гершевичей, Абрам, Берк и Наум, причём, Абрам и Наум значились как мещане тульского города Белёва, а Берк был приписан к местечку Смиловичи Минской губернии. Отставной унтер-офицер Мордух Гершкович инициировал открытие в 1877 году фотографического заведения в Красном, мещанин Николай Голубков – в 1881 году в Дорогобуже, уроженец Варшавы Николай Гольдберг – в 1884 году в Вязьме, цеховой из города Москвы Иван Горбунов – в 1899 году в Смоленске на углу Большой Благовещенской и Кадетской улиц, д. 12 «близь Молоховских ворот».
Раздел справочника «Фотографы-любители» открывают статьи о заслуженном деятеле искусств РСФСР архитекторе-реставраторе Петре Барановском (1892-1984), напечатавшем в книгах о Болдинском монастыре свои фотоработы 1912 и последующих годов, и Екатерине Клетновой (1869-1938) – снимки опубликованы в первом и втором выпусках Смоленского этнографического альбома, изданных Ф.Э. Модестовым, в книге «Отзвуки Отечественной войны в преданьях и сказаньях Вяземского уезда», других изданиях. В этом же разделе сообщения о действительном члене Российского фотографического общества Михаиле Зенбицком (город Белый) и членах-учредителях Смоленского фотографического общества враче Олимпии Кондратовиче и капитане Сергее Корнякове.
Среди знаменитых фотомастеров – Сергей Прокудин-Горский, автор первой в Российской империи серии цветных снимков (1903 г., итоги поездки по Финляндии), обладатель золотой медали международной выставки в Антверпене (1906 г.), организатор Высшего института фотографии и фототехники (1917 г.); Алексей Савельев, «фотоисторист Москвы», снимал Льва Толстого, К.А. Коровина, А.В. Луначарского, М.И. Калинина, считается, что именно он запечатлел В.И. Ленина, переносящего с группой участников коммунистического субботника 1 мая 1920 года знаменитое бревно; Карл Фишер, прусский подданный и в то же время – один из основателей и председатель (1898-1907) Русского фотографического общества, выпустил серии открыток с видами Смоленска, Вязьмы, Гжатска, Сычёвки, «Альбом с фотографиями памятника Отечественной войны, открытого 10 сентября 1913 года в городе Смоленске в ознаменование событий 1812 года», хранящийся в научной библиотеке Санкт-Петербургской Академии художеств и имеющий exlibris «Собственная его Величества библиотека. Зимний дворец» с указанием: «снимал К.А. Фишер».
В книге опубликовано около 1000 снимков, открыток, репродукций, других фотоматериалов – и все они не только рассказывают о событиях и времени, но и говорят о почерке фотографа, стремящегося показать характер русского человека, отразить глубинное содержание происходящего и, может быть, не сознавая того, – войти в клан изолетописцев. Все эти материалы – из коллекций фотографий и открыток прежде всего самих авторов, Л. Степченкова и Ю. Балбышкина, а также П. Пропалова и В. Антипцевой (Вязьма), смолян Т. Дворецкой, Н. Жуковой, Е. Бузган, москвичей М. Ермолаева, О. Лесли, И. Лесли, Ю. Клочкова, Я. Балбышкина, С. Берри, Н. Гурской, М. Ечеистовой, Бельского краеведческого музея.
Справочник получился энциклопедически глубоким и новостийно первооткрывательским (несмотря на то, что это новости из прошлого) благодаря помощи Ю. Петровой и И. Музыченко из Вязьмы, А. Семёнова из Твери, М. Иванова из Рославля, Г. Муратовой из Белого, москвичей Дж. Озера, А. Шестимирова, О. Бабарина, а также В. Калыгиной, Ю. Шорина, О. Захаренкова, Н. Емельяновой, Т. Самуйловой, Н. Донской, О. Михалик, А. Мелькина, И. Мануйловой (все – из Смоленска), Н. Мозохиной (Санкт-Петербург). Своё слово сказали и авторитетные рецензенты доктора исторических наук Валентина Твардовская (Москва), Олег Козлов и Алексей Гавриленков (Смоленск). Перевод на английский язык осуществил Дмитрий Мазалов. А обрела книга окончательную выверенность и цельность благодаря редакторской работе Николая Илькевича. Безусловно, издание – один из самых заметных краеведческо-писательских подарков 1150-летнему юбилею первого упоминания города Смоленска в летописи. Тем не менее авторы далеки от полного творческого удовлетворения. Говорит Леонид Степченков:
– Да, нами выявлены, собраны, учтены и обработаны сведения (применительно к Смоленщине) о значительном количестве энтузиастов и деловых людей, изначально увидевших в фотографии явление, которое теперь будет сопровождать человечество всегда. Однако при всём массиве десятилетней работы, проделанной нами, мы понимаем, что нас и тех, кто за нами последует в дальнейших изысканиях, ждут новые имена смоленских фотомастеров прошлого и новая фотоинформация (в исполнении теперь уже легендарных изолетописцев) по истории Смоленщины XIX и XX веков. Поэтому мы ждём любых дельных добавлений, комментариев и предложений. Направлять их можно мне, Степченкову Леониду Леонидовичу, по адресу: 214000, Смоленск, г/п, а/я 124 или по электронной почте: E-mail: collectsm@bk.ru


-------------------------------

* Королёв В. Не просто фото на память… // Годы. 2013, № 1 (40). С. 195-198. Рубрика: Рецензии.

Profile

gorodnica
gorodnica

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel